Экскурсии по страницам библии. Потомство

cikl7Люди, хотя и созданы по одному подобию, всё же не похожи друг на друга. Разные характеры, темперамент, интеллект, традиции. И, наконец, у нас различные группы крови, не говоря уже об уникальности отпечатков пальцев и тембра голоса.

Жизнь древних евреев. У вас будет ребенок!

Но существуют события, одинаково важные во все эпохи и для всех народов. В разных уголках планеты веселятся на свадьбах, рожают детей, скорбят об ушедших. Счастье и печаль, радость и тревоги не зависят от цвета кожи и от даты в календаре.

Но, пожалуй, самое загадочное, радостное и созидательное событие в жизни каждого человека – появление на свет ребёнка.

“Плодитесь, множьтесь и наполняйте землю!”

У древних евреев прибавление в семействе напрямую было связано с главной заповедью, настоятельно рекомендующей продолжать род человеческий. Это было заповедано для всех народов. Но евреям достались более детальные предписания, как, например, в 126 псалме: “Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева”. Рождение детей стало не только торжеством плоти, но и божественным актом.

Женщина в древней еврейской общине, родившая первенца, получала определённый статус “мать такого-то”. Мальчиков в семье ценили больше – их помощь в хозяйстве была более значима. Девочки тоже не сидели сложа руки. Поэтому родители, выдавая дочь замуж, получали выкуп-компенсацию за утрату помощницы. Справедливости ради стоит заметить, что если помолвка расторгалась, компенсация оставалась в силе.
Сыновья, в отличии от дочерей, сохраняли имя семейного рода. Казалось, что после смерти память о тебе увековечится в твоём потомстве. Поэтому и возник закон о “левирате” (подробности о нём смотрите в 25-й главе Второзакония), гласящий, что брат мужчины, умершего бездетным, обязан был жениться на вдове. Первенцу от этого союза давали имя покойного и он наследовал его замельный надел.

Радостные хлопоты

Новорожденного младенца по обычаю вначале обмывали, а затем проделывали кажущуюся странной процедуру – тело малыша натирали солью. Быть может, таким образом пытались оградить кожу от инфекции, которой было в безводном регионе, при высокой скученности проживания, хоть отбавляй. После этого ребёнка пеленали. А вот дальше древние повитухи ловко делали то же самое, что и советские медсёстры две тысячи лет спустя – руки младенца плотно прижимали к бокам и заворачивали в нижнюю тонкую пелёнку. Затем новорожденного укладывали в украшенную вышивкой простынку (помните, у нас это был стёганый конверт с нарядными рюшами?). К слову, в старославянском варианте верхнюю пелёнку называли “свивальником”.

В течение дня малышу устраивали воздушные ванны, умащивая его тело оливковым маслом, посыпая измельчёнными миртовыми листьями (в современной версии – присыпка и детский крем). Эти профилактические процедуры еврейские мамы соблюдали не менее полугода, пока ребёнок не начинал самостоятельно садиться.

Туго запелёнутого младенца без труда можно было носить в приспособлении, напоминающем люльку. Его делали из лёгких материалов и прикрепляли к спине. Аналог этого нехитрого древнего патента можно увидеть и сегодня. В доме с грудным ребёнком обязательно подвешивали колыбельку, прикрепляя её к балке, либо натягивая между рогатинами. Такие кроватки можно встретить в музеях Израиля.
Материнским молоком детей кормили долго – почти до трёхлетнего возраста.

Наше имя – наша судьба

Имя человека имело важное и даже мистическое значение. Оно несло в себе особую информацию. Имя рассказывало, как ребёнок родился – помните Яакова, появившегося вторым после брата-близнеца? Яаков означает “держащийся за пятку”.

Или при каких обстоятельствах произошло появление на свет. Тут уместна история Ицхака, названного в контексте “не смешите меня!”. Так невесело смеялась Сара, будущая мать Ицхака, над идеей материнства в своём более чем преклонном возрасте.

“Говорящее” имя носил Иосиф – оно означает “ещё прибавится”. Имя, притягивающее последующее потомство. И имя это было криком души Рахели, матери Иосифа, которая, увы, оказалась не очень плодовитой. Ей посчастливилось родить лишь двоих сыновей. Вторые роды оказались роковыми – Рахель скончалась.

Приобщение к традициям с младых ногтей

Если в ветхозаветные времена ребёнок получал имя, едва родившись, то в эпоху Нового Завета присвоение имени совпадало с обрядом обрезания – Брит мила. Событие происходило на восьмой день от рождения. Это существует и сегодня, как напоминание о Завете, заключённом на все времена с Авраамом и его потомками. Обряд означает приобщение к народу.

На сороковой день жизни первородного мальчика происходила церемония “выкупа первенца”. “Каждого первенца из сынов твоих выкупай”. Это совершалось в память о спасении сыновей Израиля накануне Исхода из Египта. Выкуп стоил денег – положено было вручить священнику 60 грамм серебра.

Роды на сорок дней исключали участие женщины в богослужениях – она была ритуально “нечистой”. На сороковой день недавняя роженица “очищалась” в микве – специальном бассейне с проточной водой. В наши дни эта традиция соблюдается религиозными еврейками.

Также родители первенца приносили храмовую жертву – ягнёнка или двух голубей.

Вспомните, как Мария и Иосиф совершили “выкуп первенца” по всем правилам еврейской традиции. В православии этот праздник отмечают как Сретене Господне.

В цикле статей «Жизнь древних евреев» читайте также:

Ваш персональный израильский гид Светлана Шевченко